На фоне дискуссий о возможностях расширения Трансадриатического газопровода (ТАР) и недавнего заявления Греции о необходимости заключить новое соглашение с консорциумом ТАР, позицию азербайджанской государственной компании SOCAR прояснил для информационного ресурса Natural Gas Europe председатель Центра нефтяных исследований в Баку Ильхам Шабан.
ТАР является европейской частью «Южного газового коридора», по которому газ из азербайджанских запасов в Каспийском море должен пойти на запад. Первоначально запланированная пропускная способность ТАР – 10 млрд кубометров газа в год (что равно энергопотреблению примерно 7 млн домов в Европе). Это ожидаемый к 2020 году объем азербайджанских поставок. Добавление двух дополнительных компрессорных станций удвоит пропускную способность ТАР до более чем 20 млрд кубометров.
«Чтобы этот проект отвечал законодательству Евросоюза, требуется подключить к проекту второго поставщика газа. Азербайджан полностью выполняет свои контрактные обязательства, со всеми организационными, финансовыми и юридическими договоренностями», — отмечает вице-президент компании SOCAR Эльшад Насиров, ответственный за инвестиционное обеспечении проектов.
Компания является акционером азиатской части проекта, Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому часть газ пойдет сначала в Турцию, а затем в Европу. На границе с Грецией вступает в силу Третий энергопакет ЕС (ТЕР), с антимонопольным пунктом права доступа к магистрали третьей стороне (ТРА). Согласно ему, Азербайджан не имеет права отправлять через ТАР больше своих 10 млрд кубометров в год, так что, судя по позиции SOCAR, разговоры о том, кто будет этой «третьей стороной» – Иран, Россия, Туркменистан или даже Ирак, – азербайджанского поставщика не волнуют.
Третий энергопакет включает ряд правил, регулирующих европейский рынок газа и электроэнергии и призванных усилить конкуренцию на энергетическом рынке [Возможно, именно из-за согласования с этими правилами до сих пор ждет подтверждения сделка SOCAR на покупку основного пакета акций греческой газовой госкомпании DESFA].
«10 млрд кубометров мы будем поставлять без каких-либо ограничений со стороны ТЕР, но для расширения проекта в будущем неизбежно встанет вопрос о добавлении еще одного поставщика, кроме Азербайджана. Европейская часть проекта «Южный коридор» столкнулась с препятствиями», подчеркнул Эльшад Насиров.
|