Розничные цены на топливо в КНР в марте увеличились до самого высокого уровня за последние три года. Это должно помочь нефтепереработчикам снизить уровень убюытков, однако, вряд ли “остудит" по-прежнему растущий спрос. Как отмечает в своей аналитической статье обозреватель британского издания Pertroleum-Economist Дэймон Эванс, китайские нефтегазовые госкомпании в 2011 году зафиксировали рекордные доходы на фоне высоких мировых цен на нефть. Но если это обстоятельство способствовало росту прибылей в сегменте upstream, то в сфере переработки совокупные убытки PetroChina и Sinopec -двух крупнейших нефтяных компаний страны - составили 97,7 млрд юаней (15,5 млрд долларов) из-за искусственно поддерживаемых государством на низком уровне цен на бензин и дизельное топливо. Это делалось, прежде всего, с целью обуздать инфляцию, однако в результате перерабатывающий сегмент китайских концернов терпит одни убытки. Так, PetroChina зафикисировала в прошлом году убытки от переработки в объеме 60,1 млрд юаней, но при этом чистая прибыль компании в целом составила 133 млрд юаней. Эти показатели на 5% ниже, чем в 2010 году. По Sinopec аналогичные показатели составили: убытки в сфере переработки - 37,6 млрд юаней, а чистая прибыль компании - 73,2 млрд юаней, что на 2% меньше, чем в 2010 году. Возросшие убытки в переработке оказывают серьезный прессинг на политику Пекина в сфере ценовых реформ. В настоящий момент Министерство планирования КНР рассматривает вопрос о более тесной привязке внутренних цен на топливо к текущим мировым ценам, однако, пока неясно, как и в какое время будет реализовываться это намерение. По действующему ныне механизму образования цен на топливо в Китае, они растут в случае, если цена нефти выросла более чем на 4% за 22-дневный период. Но на практике правительство увеличитвает цены на топливо тогда, когда оно того пожелает. В марте власти попытались некоторым образом поддержать переработчиков, повысив розничные цены на 6-7% - до 95 долларов за тонну. В результате дизтопливо в КНР стоит 1,22 доллара за литр, бензин А-90 1,17 долларов за литр. Однако в результате, ценовой скачок оказался не таким, чтобы остудить спрос на нефть и нефтепродукты в Поднебесной. Ожидается, что Китай не будет значительно увеличивать импорт дизельного топлива, поскольку, даже несмотря на отключения электроэнергии и незапаланированные остановки НПЗ, соотношение объемов переработки к объему внутреннего спроса в Китае останется сбалансированным - как в текущем, так и в следующем году. Увеличение цен на нефтепродукты в КНР необходимо по следующим причинам. Во-первых, это обеспечит надлежащий уровень поставок топлива на внутренний рынок в период весенней посевной компании. Кроме того, цены на нефть в мире продолжают держаться на высоком уровне из-за сохраняющейся угрозы конфликта между Ираном и Западом. Последнее увеличение цен на топливо призвано также компенсировать затраты на дорожающую сырую нефть (только в феврале ее стоимость увеличилась на 10%) при одновременном поддержании достаточного уровня нефтепереработки. По данным Deutsche Bank повышение цен на топливо в Китае увеличило маржу переработки в стране на 20% в марте и на 50% - в апреле по сравнению с тем уровнем маржи, который существовал до повышения цен. Высокие цены на топливо вряд ли сдержат рост числа китайских автовладельцев, но они могут оказаться весьма болезненным моментом для некоторых индустриальных потребителей, а также - для логистических компаний, которые уже ощутили на себе эффект от повышения цен на горючее. Возможно, именно это и послужило причиной некоторого спада роста экономики Китая в последние месяцы.
|