Главная » 2018»Октябрь»15 » Контроль и наказание: Путин свел на нет возможность махинаций при госзакупках
12:58
Контроль и наказание: Путин свел на нет возможность махинаций при госзакупках
Предложение президента РФ Владимира Путина о введении уголовной ответственности за злоупотребления при госзакупках является логичным событием – считает доцент кафедры национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов.
Президент РФ Владимир Путин" data-author="пресс-служба президента РФ" data-owner="kremlin.ru" Контроль и наказание: Путин свел на нет возможность махинаций при госзакупках">
Злоупотребления при госзакупках являются в России обычным делом
Напомним, что президент внес в Государственную думу РФ законопроект, который предусматривает наказание за подобные злоупотребления в виде штрафов до двухсот тысяч рублей или лишения свободы на срок до семи лет.
Кроме того, Владимир Владимирович предлагает внести в Уголовный кодекс специальную статью, которая предусматривает штраф до полумиллиона рублей, либо лишение свободы на срок до двенадцати лет за подкуп работника контактной службы или члена комиссии, которая непосредственно отвечает за государственные закупки.
«На самом деле, о неэффективности госзакупок в России говорят, если не каждый день, то каждую неделю уж точно, поэтому это действительно крайне важный и острый вопрос для нашей страны», - констатирует Грибов.
Как считает эксперт, проблемы с госзакупками являются хроническим явлением для российского народного хозяйства, к которому все, если не привыкли, то давно пришли к мнению, что без этого феномена нашу страну представить очень сложно.
Доцент кафедры национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов" data-author="Пресс-служба ИДО МГИУ" data-owner="sde.ru" Контроль и наказание: Путин свел на нет возможность махинаций при госзакупках">
Основная проблема происходит от государственного присутствия в экономике России
«Необходимо согласиться с мнением, что очень хорошо, что президент внес этот законопроект в Государственную думу РФ, но на практике он вряд ли способен в этом вопросе что-то кардинально изменить», - заключает Грибов.
По мнению Павла Геннадьевича, несмотря на то, что этот закон увеличит арсенал по борьбе со всеми этими проблемами в рамках госзакупок, вряд ли он сможет принципиально исправить здесь ситуацию. Ведь элемент коррупции является следствием нашего экономического уклада, в рамках которого большая часть экономики России носит государственный характер.
«Ни один закон, который был до этого, данную проблему так и не решил. Вообще, вся эта ситуация будет существовать до того момента, как роль государства в экономике будет настолько большой, какой она имеет место быть сегодня. Из-за этого, для того, чтобы в регионах заработать крупные деньги, нужно обязательно работать с государством», - резюмирует Грибов.
Все это связано с тем, что в России от 40 до 80 процентов национальной экономики находится в собственности государства, причем большинство регионов развиваются в основном через бюджетные субсидии в инфраструктуру.
В России очень большой уровень присутствия государства в экономике" data-author="PD" data-owner="pixabay.com" Контроль и наказание: Путин свел на нет возможность махинаций при госзакупках">
Ни один закон не исправит текущей ситуации с госзакупками
«Пока эта система будет сохраняться, и государство будет главным элементом рыночной экономики, все эти проблемы будут существовать и дальше, причем никакой закон, даже самый правильный, это положение дел не исправит. Можно, конечно, долго говорить о борьбе с коррупцией, но с помощью таких мер данную проблему не решить», - констатирует Грибов.
На самом деле, система по борьбе с правонарушениями и преступлениями в рамках госзакупок постоянно совершенствуется – например, вводятся новые способы контроля, которые реально позволяют существенно повысить эффективность всех этих мер.
«При этом, все это в принципе не может исправить то обстоятельство, что госзакупки в рамках российской национальной экономики носят громоздкий характер и касаются всех норм жизни, поэтому здесь невозможно все тщательно проконтролировать, из-за чего проблемы время от времени все равно будут вылезать и напоминать об этой теме», - заключает Грибов.
В этом вопросе можно предложить немало решений, начиная от электронных систем, ускорения документооборота и введения сертификатной системы при проведении госзакупок, но это не приведет к решению главной проблемы.
Госзакупки – это весьма специфическая тема для России" data-author="Екатерина Чалова" data-owner="Федеральное агентство новостей" Контроль и наказание: Путин свел на нет возможность махинаций при госзакупках">
Данный законопроект борется только с последствиями
«Например, три года назад был скандал с закупкой автомобилей скорой помощи в некоторых российских регионах, когда заказчик указывал в госзакупке размер диаметра поршня. Для подобной техники все это, естественно, не нужно, но это ограничение годилось для того, чтобы провести данную закупку так, как это необходимо конкретным лицам», - резюмирует Грибов.
Тогда под эти характеристики подпадали только автомобили марки FIAT, которые в итоге и были закуплены.
«Ситуация здесь такая, что все эти законы не являются гарантией ни от коррупционной составляющий, ни от срыва заказов, что также крайне актуально в рамках данной темы. Поэтому вся эта создающаяся система действительно позволит более эффективно контролировать бюджетные потоки, но не приведет к тому, что эта проблема будет окончательно разрешена», - констатирует Грибов.
Здесь еще можно вспомнить данные, которые были озвучены Объединенной судостроительной корпорацией, что наша система госзакупок мешает это структуре выполнять гособоронзаказ. Дело в том, что в законе прописаны требования по привлечению компаний на субподряды, которые приходится выполнять, и это постоянно приводит к срыву заложенных сроков.
Опыт ВМФ говорит, что к правилам о госзакупках нужно относиться гибко" data-author="Russian Defence Ministry / Global Look Press" data-owner="Global Look Press" Контроль и наказание: Путин свел на нет возможность махинаций при госзакупках">
«Все эти проблемы есть везде, просто только у нас, если брать развитые страны, существует вся эта ситуация с большим участием государства в национальной экономике, что, в конечном счете, и является причиной данного феномена», - заключает Грибов.
Просто это все вопрос масштабов – если у нас частный бизнес продолжит пребывать в текущем своем состоянии, то какие бы законы по этому вопросу не принимлись, феномен с которым борются эти законопроекты, все равно будет существовать.