"Фьючерсные контракты на нефть в массовом порядке используются финансовыми инвесторами для хеджирования рисков", - сказал министр энергетики РФ Сергей Шматко, выступая с докладом на Международной конференции по нефти, которая проходит 27 октября 2009 г. в Москве.
События истекшего года ярко продемонстрировали, что в настоящее время цена «черного золота» определяется не только классическими фундаментальными факторами (спросом и предложением), не только политическими решениями (что было характерно для периода «нефтяных шоков» 70-80 годов прошлого века), но и возросшей взаимозависимостью нефтяного и финансового рынков, в том числе зависимостью рынка нефти от спекулятивных действий финансовых игроков. В настоящее время ситуация на мировом рынке может быть охарактеризована следующим образом. К июню текущего года цена на нефть вернулась к уровню, в среднем, 70 долл. за баррель. В последние три месяца цены, до некоторой степени, стабилизировались. Следует вспомнить, что совсем недавно ведущие участники нефтяного рынка – основные страны-потребители нефти, ОПЕК, Россия, международные нефтяные компании – неоднократно заявляли, что цена в коридоре 60–80 долл. за баррель является для них приемлемой. Казалось бы, все в порядке. Однако перспектива сохранения этого уровня цен весьма проблематична. "С одной стороны, цена нефти поддерживается на относительно высоком уровне, в том числе благодаря политике ОПЕК по ограничению предложения нефти, а также – благодаря интеграции нефтяного и финансовых рынков, о чем свидетельствует выраженная корреляция между доходностью акций и ценой на нефть, о чем, кстати, сегодня уже говорил министр энергетики ОАЭ. Фьючерсные контракты на нефть в массовом порядке используются финансовыми инвесторами для хеджирования рисков. Растущая динамика цен на нефть предопределяется также объективным и очень быстрым ростом издержек на разведку, добычу и транспортировку нефти во всем мире", - сказал российский министр энергетики. С другой стороны, по его словам, состояние фундаментальных факторов – спроса, запасов, «свободных мощностей» и наращивания производства – нацеливает рынок на снижение цен. Наряду с воздействием названных фундаментальных факторов, на нефтяной рынок влияет и будет влиять устойчивая тенденция к снижению удельной нефтеемкости ВВП в экономиках как развитых, так и развивающихся стран. Несомненно и то, что на него окажет воздействие изменение практики регулирования рынка деривативов (в том числе нефтяных). В настоящее время в США и Великобритании ужесточается контроль над организованными сырьевыми биржами New York Mercantile Exchange и Intercontinental Exchange, а возможно – и над так называемой «торговлей через прилавок» (over-the-counter trade). Высокая волатильность нефтяного рынка, связанная с противоречивым влиянием названных тенденций и факторов на его объем и цены, лишь подчеркивает необходимость выработки предложений по его стабилизации и предсказуемому развитию. Нефтяной рынок составляет сегодня почти 2 триллиона долларов. В первую очередь глава Минэнерго РФ предложил остановиться на вопросах оптимизации объемов добычи и глобального развития инфраструктуры для транспортировки энергоносителей. В последнее время активизировались разработки месторождений на морском шельфе. Особую остроту приобретают проблемы урегулирования правового статуса в спорных регионах – в Арктике, на Каспии, в Южно-Китайском море и других. Второй принцип – это обеспеченность крупных инфраструктурных международных проектов в энергетике надежной ресурсной базой. В ином случае их реализация политизируется, экономическая целесообразность уступает место безудержному политиканству. Третий принцип – это экологическая и технологическая безопасность любого проекта. Просчеты в этой сфере, как показывает практика, ведут к серьезным катастрофам. Четвертое – это экономическая обоснованность тарифов, уровень которых зависит, в конечном счете, от объемов инвестиций, обусловленных, в свою очередь, выбором транспортных маршрутов и технических параметров проекта. И, наконец, пятый принцип состоит в том, что надежная реализация масштабных проектов невозможна без долгосрочных контрактов на поставку и транспортировку энергоносителей, которые должны разрабатываться и заключаться на основе согласованных сторонами расчетных формул. Россия строго придерживается названных принципов при реализации нефтепроектов на своей территории и за рубежом. Это, в частности, такие проекты, как нефтепровод "Бургас–Александруполис", вторая очередь Балтийской трубопроводной системы, вторая очередь Каспийского трубопроводного консорциума, уникальный проект "Восточная Сибирь – Тихий океан" и появившаяся новая «звезда» – проект «Самсун – Джейхан», а также модернизация нефтепровода "Атырау–Самара". Вторая группа вопросов, которые требуют решения, связана с осуществлением совместных действий по реформированию глобального нефтяного рынка. Эти действия могли бы стать адекватным ответом на объективные изменения, произошедшие в последние годы на рынке нефти и нефтепродуктов. К ним следовало бы отнести: - организацию системы распределенных оптимальным образом площадок для торговли нефтью и нефтепродуктами; - расширение спектра «маркеров» нефти и применение корзины валют в расчетах за нее; - снижение зависимости текущей цены углеводородов от спекулятивного капитала и валютных рисков. Например, по статистике, в мире все больше производится тяжелой высокосернистой нефти, однако для нее отсутствует прямой ценовой ориентир. Аналогичная проблема существует и для поставляемой на азиатские рынки российской легкой нефти с восточно-сибирских месторождений. Поэтому правительство Российской Федерации будет поддерживать инициативы по введению новых ликвидных маркеров. Вместе с тем, введение новых ценовых ориентиров должно предусматривать создание необходимой инфраструктуры – новых торговых площадок, единой расчетно-платежной системы. Функционирование Дубайской биржи с контрактами на физическую поставку оманской нефти выявило значительный интерес рынка к повышению прозрачности механизмов ценообразования для сернистой нефти. "Экономически обусловленным механизм ценообразования будет тогда, когда он будет подкреплен множеством реальных, а не виртуальных рыночных сделок. Нужна система, которая позволяла бы ограничить спекулятивный капитал, расширяя одновременно возможности хеджирования сделок для компаний – производителей и потребителей нефти. Понятно, что в такой ситуации некоторые участники рынка, ожидающие сиюминутного ростa цен, будут разочарованы, однако это затруднит в будущем образование «мыльных пузырей». Согласие участников конференции с таким подходом означало бы «голосование» за стабилизацию рынка. В ходе нашей конференции представляется целесообразным еще раз обсудить выдвинутое ранee предложение о расширении использования долгосрочных контрактов на поставку нефти, которые – при унификации условий – могли бы заключаться и в рамках биржевых торгов. Создание системы долгосрочных контрактов на физическую поставку позволило бы учитывать при формировании цены рост реальных издержек на добычу и транспортировку нефти; при этом производители могли бы гораздо более уверенно планировать инвестиции в долгосрочные проекты", - сказал Сергей Шматко.
|