$IMAGE1-left$
Счетная палата опубликовала результаты анализа эффективности механизма консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), который по замыслу властей должен помочь более справедливому распределению между регионами доходов от налога на прибыль. Всего в России зарегистрировано 16 КГН. Например, их создали «Роснефть», «Татнефть», «Газпром», «Мечел», «Северсталь».
По мнению аудиторов, механизм КГН себя не оправдал. В
2016 г. КГН заплатили в консолидированный бюджет 298 млрд руб. налога на прибыль, что в два раза меньше, чем эти же компании перечислили в 2011 г. Примерно в два раза сократилась и доля поступлений от КГН в сравнении с 2011 г. – 1,41% против 2,95%.
На поступление налога на прибыль от КГН большое влияние оказывает ситуация в экономике, указывают аудиторы. Например, снижение цен на нефть, волатильность курсов и обязательства компании в иностранной валюте. Несмотря на эти объективные факторы, Счетная палата в своем сообщении предлагает продлить действовавший в 2016-2017 гг. мораторий на создание новых КГН. За
продление моратория в декабре прошлого
года выступали председатель Госдумы
Вячеслав Володин и спикер Совета
Федерации Валентина Матвиенко. Крупный
бизнес, напротив, просил отменить
мораторий, рассказывал «Ведомостям»
член бюро РСПП. Пока что решение не принято. Добиться для себя налоговых исключений в обход моратория в прошлом году попытался «Газпром»: Госдума приняла в первом чтении и в пятницу рассмотрит во втором законопроект, позволяющий присоединить к консолидированной группе газового холдинга Амурский газоперерабатывающий завод.
КГН
были введены с 2012 г. для исправления
сложившейся в 90-х – начале 2000-х гг.
ситуации с распределением между регионами
налога на прибыль. Тогда вертикально-интегрированные компании платили налог по месту своей регистрации,
и в результате около 35% всех поступлений от налога получали Москва и Санкт-Петербург. Предполагалось,
что значительную часть налогов от КГН будут получать регионы, в которых находятся
основные производства компании, фонды
и работники. Кроме того, механизм должен был
снизить риск минимизации налога
отдельными участниками группы и упрощал
администрирование.
За
прошедшие пять лет функционирования
КГН примерно в половине регионов
поступления уменьшились, в половине –
увеличились, пишет СП. Процентная доля Москвы в
налоге на прибыль организаций КГН в
2016 г. по сравнению с 2011 г. снизилась с
35,8% до 14%, в Санкт-Петербурге – с 53% до
1,8%.
В 2011 г. у семи регионов, в которых активно
действовали КГН, был дефицит бюджета. Это Республика Карелия, Санкт-Петербург, Самарская
область, Оренбургская область, Белгородская область, Краснодарский край и Кемеровская область. По итогам 2016 г. шесть регионов (кроме Краснодарского
края) также закончили год с дефицитом бюджета, более того, в четырех из
них (за исключением Самарской и Оренбургской областей) дефицит бюджета
возрос в сопоставлении с 2011 г., указывают аудиторы.
Из-за возможности уменьшать налоговую базу на убытки входящих в группу
участников бюджет недополучил от КГН в течение 2012-2016 гг. 322,5 млрд
руб., сказано в сообщении СП. Еще
одним упущением государства аудиторы называют возможность
КГН делить прибыль между регионами
исходя или из среднесписочной численности
работников, или из расходов на оплату
труда. Когда одна из КГН с 2016 г. заменила первый показатель на второй,
перечисляемые ею налоги выросли в шести
регионах, а в 11 субъектах – уменьшилась.
Также аудиторы обращают внимание на льготы для КГН. Пониженная
ставка действует в 27 регионах. Из-за этого субъекты недополучили в 2016 г. 5,6 млрд
руб., в 2015 г. - 40 млрд руб. по восьми КГН. Наконец,
в 11 из 17 КГН были обнаружены нарушения
налогового законодательства.
|